МАЛЕНЬКИЙ НАГЛЯДНЫЙ УРОК КОМПОЗИЦИИ

Вместо предисловия к Статье:
Изобразительное искусство, кроме того, что это форма свободного самовыражения Автора посредством этого самого искусства - есть еще и способ передачи, изложения информации. И как всякое изложение, оно имеет определенный синтаксис, правила пунктуации и прочее, делающее наш рассказ внятным и содержательным, или наоборот - совершенно запутанным и бессмысленным.
Несколько важных соображений, которые могут помочь Автору не наделать на пустом месте ненужных ошибок...:)
Но сначала определения:
Картина - есть плоское иллюзорное пространство (не в смысле мнимой глубины этого пространства, а его содержательности - смысловой среды), населенное образами, которые существуют в виде линейного рисунка или живописно-графических силуэтов (линии и пятна, рисунок и живопись).
Фотография - есть частный случай Картины.
Изображение в Картине имеет законы своего существования, определяемые как художественной Задачей, так и самой Картиной (ее размером, пропорциями и границами).
Картина, которую для простоты примера можно сравнить с театральной сценой - это такой же полноценный участник драматургии изображения, как и Актеры, Декорации и Свет. Ее границы - представляют собой  композиционное условие №1.
Композиция - это способ расположения предметов в картине.
Правило 1: - На осевых и диагональных линиях Картины ничто не может располагаться.
Правило 2: - Ничто не приходит в углы Картины.
Правило 3: - Ничто не пересекает границ Картины.

Исключения:
Пересечение нижней границы - более свободно, обыкновенно используется для размещения на ней Вводных элементов (тех, что завлекают и раскрывают происходящее на самой Сцене).
Боковые - то же - пересекаются для возможного обозначения распространения Действия за пределы Картины.
Правило 1 может касаться и осей предметов, участвующих в действии.
Правило 3 может касаться и размещаемых вблизи границ Картины крупных "энергичных" кривых (овалы, круги, сплайны).
Вообще, все вовсе не так строго, а перечисленное выше касается, в основном, активных - ярких и контрастных (Свет-Тень) тональных отношений. Неконтрастные отношения (внутри тональных групп) таких ограничений не имеют.
Нижние углы картины могут использоваться для "закрепления" положения фигур композиции, придания им свойства "устойчивости", которое как и "подвижность" других фигур делает картину живой.
Однако надо помнить, что любые крупные силуэты всегда требуют некоторой зоны отчуждения, где близкие по активности силуэты размещаются с многими оговорками, поскольку могут спорить и мешать друг другу.
Следует сказать, что равновеликие объекты Картины, как и привычное для нормального рационального (в отличие от художественного) сознания - деление "пополам", "поровну", "по центру" - есть известные трудности композиции, которых на первых порах занятия искусством можно посоветовать избегать.

Полное изложение находится здесь.

...ИЗБРАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ PHOTOGRAPHIST