Что есть Натюрморт и чем был Фотосайт. Занятная лекция с картинками

Вместо предисловия: Обзор искусствоведа Е.Морошкина создавался в сложное время, когда разброд и шатания уже заставили многих участников покинуть Фотосайт, чем я объясняю, что в его обзоре многим Авторам не нашлось места. Не это важно. А то, что впервые проведен анализ и прозвучали оценки того явления, ценности которого не заметил сам Фотосайт, неумной и непрофессиональной реконструкцией сайта разрушивший хрупкое ядро фотографов-энтузиастов, на энергии которых держалось мощное творческое движение начала 2000-х годов. Е.Григорьев 

Когда я начинал обзор художников с фотосайтов, я не предполагал, что один из жанров фотографии получил сегодня столь интенсивное развитие, так широко и интересно представлен на сайтах. Теперь авторам, работающим преимущественно в жанре натюрморта, будет посвящена отдельная ветка.
До сих пор показанные работы уже позволяют сделать некоторые обобщающие наблюдения и, возможно, объяснить привлекательность этих сюжетов для фотографов.
Это те фотохудожники, для которых натюрморт стал главным, определяющим жанром. У других авторов он появляется эпизодически, но также становится важной гранью их творчества.
В целом мы видим, что для очень широкого спектра образов, созвучных современному человеку, формой выражения может стать именно натюрморт – жанр, казалось бы, достаточно консервативный, предполагающий ориентацию на традиции нескольких веков его существования в живописи. Однако нет никаких признаков исчерпанности этих традиций, напротив – можно, пожалуй, говорить о новом расцвете жанра в технике цифровой фотографии. Чем же вызвана эта его актуальность в новых условиях?
Конечно, помимо внутрикультурных факторов, интенсивности, высвобождению творческих сил сегодня способствуют и технические возможности: благодаря Интернету авторы могут без труда найти адекватное место для обнародования своих работ, сразу увидеть отзывы созвучно мыслящих людей, и это создает ощущение востребованности, благотворное для творческого человека. И всё же: почему натюрморт? Почему именно его многие избирают как наиболее естественный путь творческой реализации?
Первый и очевидный ответ: он может быть формой личностного высказывания, выявления собственной лирической интонации. Большинство представленных натюрмортов именно таковы: это подобия лирических стихотворений, слепки внутреннего мира человека. У одних авторов они выстраиваются в плавный, последовательный рассказ о внутренней жизни, у других каждая работа стремиться стать неожиданным взглядом, неповторимой творческой находкой.
С другой стороны, натюрморт может стать и своеобразной формой жизнестроительства. Фиксируя небольшой участок пространства, где человек обустраивает максимально достижимую гармонию, он предполагает и мысленное его расширение, распространение достигнутого качества на окружающую жизнь. Это – мечта о том, чтобы тот уровень осмысленности, духовной наполненности каждого кусочка пространства, который удалось здесь создать, стал нормой для мира. Или, для начала – мерой оценки мира, центром притяжения, кристаллизации этого нового качества мира.
Для художника, ощущающего серьезность задач, которые способен решать жанр натюрморта, традиции предшествующих культурных эпох перестают быть мертвым грузом, в каждой эпохе он может отыскать нечто жизнеспособное, ждущее дальнейшего развития.
Так, снова ощущается актуальным присущий многим художественным эпохам интерес к уголкам мира ветхого, к покрытый патиной времени предметам, уже утратившим свое прямое жизненное назначение, превратившимся только в предмет художественной медитации. Подобные сюжеты в разные времена были привлекательны по разным причинам: и как способ выявления самоценности живописного мастерства, и как путь выстраивания изысканных, сегодня уже трудноуловимых, ассоциативных рядов. Для современного автора это в первую очередь пространство памяти, ностальгической и благодарной, укрывающей от сквозняков времени, возвращающей художника к истокам собственной жизни с их чистотой и таинственностью.
Иногда традиционность предстает и в своем подчеркнутом виде, как воссоздание в фотоработах той или иной живописной манеры. Чаще это бывают старые добрые традиции натюрморта XVI - XVIII веков.
Но встречается и ориентация на более поздние стили с выявлением живописной фактуры, а также искусство модерна.
Ряд фотографов воспроизводят и стиль акварели с ее артистической раскованностью, вниманием к мимолетным ощущениям.
Таким образом лирическое высказывание, доходя до определенного уровня напряженности, ищет себе опоры и в языке художников предшествующих поколений; спектр ощущений и смыслов расширяется, захватывая семантику различных культурных областей. В работах некоторых авторов процесс включения, комбинирования и переосмысления различных культурных токов идет особенно осознанно и интенсивно.
Но помимо внесения смыслов, идущих от человеческой культуры, фотохудожники и в самой природе ищут возможности представить ее более одухотворенной, способной направить нашу мысль к созерцанию более просветленной материальности. Немногие, наверное, ставят эту задачу сознательно, но художественная интуиция сама ведет их в этом направлении. Это происходит и в жанре пейзажа, и в макро, рождаются и некоторые промежуточные повороты жанра, когда натюрморт почти не выделен из природы, становится ее частью.
Стремление построить натюрморт пронизанный токами природных стихий, дать концентрированный зрительный образ этих стихий ведет многих фотохудожников к созданию своеобразных «водяных» композиций; здесь используются различные средства: от съемки сквозь влажное стекло до весьма изысканных способов соединения воздушной и водной среды.
Компьютерные способы работы с изображением позволяют и более разнообразно задавать свойства пространства, делая зримыми пронизывающие его, согласно представлениям художника, духовные токи. Так постепенно создается миф о пространстве, переходя из художественной реальности в наше сознание, делая сознание более восприимчивым, более настроенным на иноматериальные сквожения.
Таковы некоторые тенденции, которые прослеживаются в работах фотохудожников. Помимо этого, каждый автор открывает и свои области смыслов, наделяет работы своим эмоциональным и культурным опытом. Рассказ о наиболее интересных авторах будет продолжаться. Е. Морошкин


Applegreen



Arina_Kouznetsova

Button

che62

in-ga

Ira_Bykova

Irina_K

Landyshtv

LEFTOFO

Li_Shi

Maria_Pleshkova


Mila

Oxi

Peri

Tatiana_Egorova

Terse



TORRTILLA

Verbena

Victoria_Dumesh

Wincent

Примечание: Оригинальное и полное слайд-шоу лекции находится здесь

...ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ PHOTOGRAPHIST