Salvator Mundi и Леонардо


Загадочная история со Спасителем Мира Salvator Mundi - "Последним Леонардо" (в смысле, последним из новых, считавшихся прежде произведениями не его руки). Стоит почитать и описание в Википедии - это отдельный детектив. А также посмотреть рекламный ролик, сделанный в качестве промо перед аукционом в 2017г., где картина, прежде принадлежащая русскому олигарху Рыболовлеву, была продана за рекордную сумму в 400 млн долларов... (а наследники обладателя произведения, впервые выставившие ее на аукционе «Сотбис» в 1958г., получили всего 45 фунтов).
Весьма забавляют сомнения искусствоведов (единства насчет авторства так и не наступило):
В качестве аргументов за атрибуцию полотна гению Ренессанса обращалось внимание на высокое мастерство исполнения стеклянной державы и как бы светящейся длани Христа, воздушную лёгкость голубых одеяний, использование сфумато (тончайшие лессировки), сходство рисунка с эскизами из Виндзорского замка и полное соответствие пигментов нью-йоркского «Спасителя» и лондонской «Мадонны в скалах». Противники атрибуции (включая Карло Педретти) подчёркивали безыскусственность иератичной позы Христа (которая вполне традиционна и имеет мало общего с динамической сложностью композиции зрелых работ Леонардо), переосвещённость десницы в сравнении с остальными деталями, а также некорректность отображения прозрачной сферы, символизирующей мироздание (что более чем странно для такого специалиста по оптике, каким был Леонардо да Винчи).
Хочется выразиться... Особенно насчет "переосвещенности".
Но лучше просто посмотреть, как на картину смотрят обыкновенные люди (включая и артиста ди Каприо, и советника по культуре Энтони Гранта, и рокершу Патти Смит).

...ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ PHOTOGRAPHIST