Про выразительность в искусстве. О том, какие признаки и сколько реальных участников в создаваемом художественном произведении

Это, в общем, прошу прощения, весьма специальная и даже искусствоведческая тема, которой не имело бы смысла касаться, если бы не увлеченность творчеством многих из нас, любителей по своему отношению к фотографии, самодеятельно и беспризорно взрощенному вкусу и случайно подхваченным предпочтениям, хотя и часто вполне профессионалов по своим достижениям. Притом, что и естественные многочисленные ереси о том, что дилетантом, невежей, случается, тоже водит чистый Гений, он же Святой дух и все такое прочее - и это тоже весьма живучий феномен. Все правда, но говорить об этом смысла нет, потому что это подростковый рефлекторный шаманизм, я же собирался рассказать кое о чем объективном.
Перейдем к теме.

Произведение искусства - это нечто запечатленное в материале (бумага, камень, металл), где очевидно есть две стороны процесса. Объект - то, что изображается, и Субъект - тот, кто изображает.
И тот и другой обязаны ВЫРАЗИТЬСЯ (отразиться) в произведении: 1. Объект - наделяется характером и индивидуальными чертами, 2. Субъект - выражает свое отношение к изображаемому объекту.
Это обязательная, начальная, понятная всем и вроде не нуждающаяся в пояснениях часть - без первого теряется смысл изображения предмета, без второго - исчезает интерес. Кажется, все элементарно, вопросов нет. Однако именно здесь находятся любимые всеми мифы о том, что можно ПРОСТО СНЯТЬ и все будет КАК НАДО.
Нельзя и не будет! Ни в пленке, ни в цифре, но в чем другом. Вспоминаем поляризационные, затеняющие, размывающие и прочие фильтры для объективов, маски при печати и прочие танцы вокруг аналоговой, самой "правдивой" фотографии, чтобы навсегда уяснить простое - кнопки "Шедевр" у камеры нет, она в голове фотографа, и подвигает его к тому, чтобы организовать тон и цвет, собрать композицию в лист, расставить акценты - все то, что подведет зрителя к тому, чтобы указать, что именно так взволновало автора снимка.
И это только начало.
Следующий уровень погружения в предмет уже не такой очевидный, а часто и вовсе сомнительный, однако.
Кроме Объекта и Субъекта есть другие участники событий, о которых Художник обязательно помнит и без которых Произведение также не может состояться.
Это тот самый 3. Материал (бумага и краска, камень, металл...), которые принимают на себя изображение и это 4. Инструмент (карандаш, кисть, резец, оптика), который изображение передает. У этих участников тоже есть характер и он тоже нуждается в согласии и соединении.
Вспоминаем шедевры Родена, где камень переходит в плоть, экспрессивные движения кисти и мастихина по грубому холсту, или наоборот тончайшие жемчужные сфумато гениев Возрождения... кто-то думает, что в фотографии все должно быть иначе?
И последний участник, не всегда и не везде он присутствует явно (его чаще нет в 3D жанрах, таких как скульптура и архитектура, например), но для графических произведений, использующих в качестве средства передачи изображения тональную моделировку, он обязателен - это СВЕТ.
Все помнят его обыкновенные качества - жесткий свет и мягкий, рассеянный и прямой, теплый и холодный. Но есть множество других потаенных свойств света, который единственный по-настоящему и создает картину. Представим, как бы это выглядело, если бы Художник забыл про главное 5. Свет!
Если бы забыл, что и Свет тоже хочет выразиться в его произведении...
Все перечисленное выше, это только физика, а есть еще и метафизика - Время, Истина, Божество - они тоже всегда находят себе место в подлинном произведении искусства, но про это точно, не я и не здесь буду распространяться.

Может быть, написанное здесь, кажется чем-то совсем уж посторонним, не имеющим прямого отношения к нашей практике, но стоит еще раз взглянуть на знакомые всем работы, и обязательно, что-то в иных головах тут же прояснится;)

Изображение
1. Йозеф Судек 2. Миша Бурлацкий 3. ВЛДР 4. Константин Смирнов 5-6. Сара Мун 7. Елена Щетнева

...ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ PHOTOGRAPHIST