Виестурс Линкс (Viesturs Links - Kavabanga) и его портретный опыт



Zoom: Расскажите, пожалуйста, как давно вы занимаетесь фотографией и кого вы могли бы назвать своим учителем?
Виестурс Линкс (Kavabanga): Фотографией я занимаюсь с 1979 года, когда поступил в учебную группу народной фотостудии «ВЭФ» (при одноимённом Рижском заводе), где осваивал азы фотографии. Через пару лет перебрался в легендарную «Ригу». Гунар Бинде, Леонид Тугалев, Вильгельм Михайловский. Среди таких асов хочешь, не хочешь, да чему-нибудь научишься.
Помаленьку медали пошли, звание AFIAP получил, персональную выставку сделал. А потом перерывчик взял, который на 15 лет затянулся. Даже фотоаппарата не было. А когда в 1999 младшая дочь родилась, купил «мыльницу», и через несколько лет снова затянуло.
Вот и скажите, как давно я занимаюсь: 30 лет или 10 - 15?
Z.: Творчество каких современных художников, фотографов или мастеров прошлого вам больше всего нравится и, может быть, служит вам источником вдохновения?
Виестурс Линкс (Kavabanga): Когда начинал, подражал Тугалеву, уж очень фасцинирующими (впечатляющими, эффектными) были его портреты для неокрепших мозгов. Теперь больше у классиков - не фотографов стараюсь учиться. Гюстав Доре - мой авторитет по композиции, а Вермеер - по постановке света.
Z.: Что значит фотография в вашей жизни сегодня?
Виестурс Линкс (Kavabanga): Это способ жить интереснее. Способ общаться даже с теми, кто не знает моего языка. Способ учиться, чтоб мозги не заплесневели или не заспиртовались.
Z.: Насколько я знаю, вы давно и умело применяете цифровые технологии обработки изображений. Ваше мнение по поводу пресловутой «чистоты» фотографии? Что такое для вас Фотошоп?
Виестурс Линкс (Kavabanga): Фотошоп я впервые увидел на экране монитора в октябре 2002 года. А цифровой аппарат приобрёл весной 2003. И с тех пор про плёнку забыл. Не так уж и давно!
Для меня Фотошоп просто инструмент, которым я могу делать то же, что
и раньше, но затрачивая намного меньше времени и сил. Как лесоруб, который с ручной пилы перешёл на Husqvarna.
А говоря о «чистой» фотографии, вы, что имели в виду? Дагеротипию? Стеклянные пластины? Форматную плёнку?
Это, как и цифра, лишь разные носители. Или речь о невмешательстве в картинку?
А как же двойная экспозиция? Или тот же фиш-ай (рыбий глаз - сверхширокоугольный фотографический объектив, который имеет угол изображения, близкий к 180°)? Или, хотя бы, выбор кадра: клумбу снимаем, а мусорник пусть вне кадра останется (или
наоборот). Что это - «чистая фотография»?
Впрочем, используя слово «пресловутая», вы уже и сами ответили.
Z.: Как вы ищете сюжеты для своих фотографий? Как вы находите своих моделей? И как ваши модели относятся к тому, что на конечных фотографиях они нередко «преображаются»?
Виестурс Линкс (Kavabanga): У рекламщиков есть шутка: «Хорошей рекламе товар не нужен!» Вот и я специально моделей не ищу. В основном это друзья, знакомые, члены семьи. В конце концов, я сам у себя всегда под рукой. Если модель на съёмку согласилась, то она мое портфолио уже видела и понимает, на какой риск идёт.
Сюжеты или приходят ниоткуда, или становятся развитием чего-то, увиденного у других. Несколько тетрадей идеями расписаны: одна идея - два-три листа занимает, другая - в двух-трёх словах умещается. Как правило, чем подробнее и точнее расписано, тем реже реализуется. Если всё уже и так ясно, делать неинтересно.
Z.: Сотрудничаете ли вы с какими-то галереями в Латвии и за границей, которые могли бы считаться вашими представителями? Иными словами, являетесь ли вы, хотя бы отчасти, «профессиональным» фотохудожником? Имеется ли спрос на ваши работы в «галерейном» исполнении?
Виестурс Линкс (Kavabanga): В Латвии нет таких галерей. И если всё пойдёт так же и дальше, и самой Латвии скоро не будет. Но это другая тема. Кое-какие работы есть в Москве, в галерее Фотолофт. Так как оттуда иногда и деньги присылают, надо полагать, что-то и продаётся. Бывает, меня находят в Интернете и что-то покупают. Бывает, что-то для журналов делаю на заказ. Но называть это профессиональной деятельностью я бы не стал: жить на это нельзя.
Z.: В России ваше творчество известно, прежде всего, благодаря вашему активному участию в фотосайтах. Что есть для вас, как для фотографа, Интернет? Просто выставочная площадка, место встречи с единомышленниками в пространстве вне государственных границ, возможность обсудить своё творчество с людьми, чьё мнение для вас важно?
Виестурс Линкс (Kavabanga): Пожалуй, совокупность всего того, что вы назвали. Благодаря Интернету у меня появились виртуальные друзья во всем мире. Более того, некоторые из США, Германии, Израиля вполне реально побывали в гостях. А с россиянами, можно сказать, встречаюсь регулярно.
Z.: Расскажите, пожалуйста, насколько это уместно, о своих творческих планах. Возможно, они включают выставки, авторские публикации и альбомы, новые темы для отдельных фотографий и фотосерий?
Виестурс Линкс (Kavabanga): Говорят: «Хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах».

Я особенно не планирую, всё равно всё происходит именно так, как и должно. Обычно меня на что-то другие подбивают. Жена покоя не даёт, заставляет фотки на выставки посылать. Коллеги пристают, на семинарах просят что-то показывать.
А я человек мягкий, не всегда отбиться удаётся. Вот и вам отказать не смог.
Пять лет осаду держал, но сломался.

Источник

...ИЗБРАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ PHOTOGRAPHIST